©2023
10|105

ЧЕМПИОН, УЧЕНИК ЧЕМПИОНА

16 Мая 2020, 17:07

В канун 40-летия Московской олимпиады мы хотим напомнить о незабываемых моментах нашей спортивной истории, о героях этих Игр. Первый рассказ — о московском саблисте Викторе Кровопускове, четырехкратном олимпийском чемпионе, и его тренере двукратном олимпийском чемпионе Марке Раките.

Этим летом известному маэстро фехтования исполняется 82 года, но он продолжает тренерскую карьеру на высшем уровне. И никто из руководителей отечественного фехтования даже не думает лишить мастера права на работу, как это сделали руководители ФК «Локомотив» с Юрием Павловичем Семиным, по существу, создавшем этот клуб. Потому что в Международной и Всероссийской федерациях фехтования рулят неслучайные в спорте люди, в отличие от менеджеров, которым доверяют рулить футбольными клубами их владельцы.

Виктор Кровопусков… Было бы странно, если бы с таким именем и с такой фамилией он не стал бы чемпионом в фехтовании... Судьба судьбой, а жизнь не раз испытывала его на излом. Труднее всего пришлось Кровопускову через год после триумфальных для него Игр в Монреале (1976 г.), где он завоевал два «золота». На международных соревнованиях в Киеве у Виктора случился разрыв ахиллова сухожилия. В те годы далеко не все спортсмены возвращались в большой спорт после такой тяжелой травмы. Тем же, кому улыбалась Фортуна, требовался как минимум год, чтобы набрать форму. А Виктор появился в фехтовальном зале ЦСКА всего через полтора месяца после операции — сразу после снятия с ноги гипса.


Учитель и ученик. Марк Ракита и Виктор Кровопусков

Что помогло ему так быстро вернуться в строй? Не только чемпионский характер, но и люди, ставшие для него ангелами хранителями. Это Владимир Башкиров — известный хирург, блестяще проведший Виктору сложную операцию. И Марк Ракита — тренер, двукратный олимпийский чемпион, ставший для своего ученика и другом, и братом, и спортивным отцом.

Марк Семенович всё быстро просчитал и отвез Виктора на вокзал, чтобы немедля отправиться в Москву. А потом отнес ученика на руках в вагон. Затем в московском Врачебно-физкультурном диспансере № 1 за дело взялся Башкиров.

Вместе с врачами тренер разработал для Виктора систему питания, чтобы тот не набрал лишний вес. И ежедневно привозил в диспансер «правильную» домашнюю еду, а потом то же самое делал после выписки Кровопускова домой. Когда через полтора месяца Ракита привез ученика в ЦСКА и тот начал оттачивать технику, сидя на стуле, посмотреть на этот эксперимент сбежались все, кто тренировался тогда в армейском Дворце единоборств, давно ставшем для фехтовальщиков вторым домом.


Виктор Кровопусков. Фото С. Киврина

Немного погодя тренер предложил ученику систему гимнастических упражнений, позже к ней добавились пробежки и кроссы. Прошло всего четыре месяца после травмы, и Кровопусков начал фехтовать как в былые времена. И вскоре, ко всеобщему удивлению, стал вторым на Кубке СССР.

«Теперь-то, думаю, он выздоровел окончательно, — признал тренер. — Ведь травма во многом, конечно же, была и душевной. Виктор не только потерял былую скорость передвижения на дорожке, но и внутреннюю уверенность. Успех на Кубке стал для него чем-то вроде лекарства».

Едва ли не самый трудный день в своей жизни Марк Ракита пережил 25 июля 1980 года. В этот вечер два его ученика — Виктор Кровопусков и Михаил Бурцев сражались за звание первой сабли мира. (Олимпийская история фехтования не знает второго такого случая, чтобы «золото» в финале оспаривали ученики одного тренера.) Это была их вторая встреча за вечер. В первой победу праздновал 24-летний Бурцев — 5:4. А как-то будет во второй, решающей? Какого было их тренеру? За кого болеть? Кого поддерживать?

На Белой олимпиаде в Пхенчхане, которая у нас еще на памяти, такая же дилемма стояла перед Этери Тутберидзе, тренировавшей двух претенденток на «золото» — Евгению Медведеву и Алину Загитову. Ах, если бы она знала, как поступил в свое время Ракита!..

Он вышел на улицу из футбольно-легкоатлетического манежа ЦСКА, где саблисты оспаривали олимпийские медали, чтобы ни Бурцев, ни Кровопусков по мимике тренера не поняли, кому он симпатизирует. И только после победы многоопытного 31-летнего Кровопускова он вернулся в зал. Более счастливого человека, чем Ракита, в тот день в Москве не было...

Говорят, что те, кто общается с молодежью, стареют медленнее своих сверстников. К Раките эти слова относятся в полной мере. В свои восемьдесят с небольшим Марк Семенович энергичен, бодр, моложав, почти каждый день отправляется он на автомашине на спортивную базу на Круглом озере в Подмосковье, где тренируются сильнейшие саблисты страны. Там же нередко появляется и Кровопусков, тренер-консультант сборной России.


Марк Ракита летал не только во снах

Люди из мира фехтования говорили мне, что у Ракиты сложный, ершистый характер. Когда я с ним познакомился поближе, то понял, почему складывалось такое впечатление. Марк Семенович не шел и не идет на компромиссы, когда речь заходит о традициях отечественной фехтовальной школы. Боец по натуре, Ракита не соглашается с политикой иных зарубежных специалистов (в том числе и тех, кто тренирует сборную России), делающих ставку на развитие природных качеств у фехтовальщиков. Мастер интеллектуального фехтования убежден, что будущее за хорошо мыслящими спортсменами, теми, кто стремится победить соперника за счет замыслов, тактики.

Мы как-то смотрели с ним видеозапись решающего боя на московской Олимпиаде, в котором сошлись два лучших его ученика — Виктор Кровопусков и Михаил Бурцев. И глаза Марка Семеновича светились от радости. Какое разное, но, главное, «умное» фехтование демонстрировал каждый из них! Кровопусков, быстрый, азартный саблист, вел поединок на стремительных атаках и контратаках. А Бурцев на фоне признанного мэтра фехтования казался застенчивым, тихим, легким. И тем не менее именно он повел поначалу бой со счетом 3:1. Тут Кровопусков ударил себя рукой по коленке и завелся. В нем проснулся инстинкт охотника, подбирающегося к дичи. И вырвал победу!


Cабли звон, как звон медалей!

Потом Ракита объяснил мне, что его больше всего порадовало умное фехтование в исполнении дорогих для него людей, и добавил: «Современным мастерам сабли до этих парней так далеко!.. Это я и пытаюсь объяснить их тренерам. И, знаете, они соглашаются со мной и начинают перестраиваться. Наша школа была лучшей в мире. Мы вернем те традиции умного, тактически осмысленного фехтования, которые принесли нам столько побед!»

Глаза Ракиты горели молодым огнем. Я смотрел на Марка Семеновича и думал о том, как повезло тренерам молодежной сборной России (с ними он общается почти ежедневно), что у них есть такой учитель, человек, соединяющий времена.


Олимпийские чемпионы: футболист Лев Яшин, саблист Марк Ракита,
боксер Валерий Попенченко

Евгений Богатырев
«Физкультура и спорт»

Больше статей