©2023
10|105

От мечты о балете до звания заслуженного тренера Украины по фехтованию: История успеха выпускницы РГУФКСМИТ Ольги Маркиной

17 Июля 2020, 23:02

Ольга Маркина окончила тренерский факультет ГЦОЛИФК в 1991 году. В июле получила диплом, а в августе начался процесс распада Советского Союза, повлекший за собой различные экономические катаклизмы. Многие специалисты разных отраслей ушли из профессии, а наша героиня, напротив, начала свою тренерскую карьеру. Хотя изначально рассматривала свою работу только как временный вариант… В проекте «История успеха» – выпускница кафедры теории и методики фехтования, современного пятиборья, восточных боевых искусств РГУФКСМиТ, Заслуженный работник физической культуры и спорта, Заслуженный тренер Украины Ольга Маркина. Среди ее воспитанников – один из самых опытных и титулованных шпажистов Украины Богдан Никишин.

«Ключевой» момент

Ольга Маркина родилась в семье инженеров в Днепропетровске (с 2016 года – город Днепр – Прим. ред.). Как и большинство ровесников, с детства занималась спортом. Мечтала о балете, но в родном городе он был не на высоком уровне — нужно было ехать в серьезное училище: в Киев, Москву или Санкт-Петербург.

— Родители подумали: какая разница, балет или художественная гимнастика, пусть гимнастикой занимается. А для меня разница была! Я туда категорически не хотела, походила и бросила.


Прошел год. Однажды Оля пришла домой после уроков и поняла, что забыла ключи, пришлось вернуться в школу. В холле встретилась с тренером по фехтованию, который пригласил ее на тренировки.

— У тренера была мечта — команда девочек. Мальчики были, а девочек не хватало, и он их целенаправленно искал. А я была длинноногая, все время чем-то занималась, видно, что ребенок спортивный.

Было бы неправдой сказать, что предложение привело юную спортсменку в восторг.

— Фехтовальщики тренировались на базе нашей спортшколы, мы с девчонками смеялись над их амуницией. Я знала тренера, если бы это был совсем чужой дядя, я бы с ним и разговаривать не стала. Представляла, как проходят занятия, но меня туда как-то не тянуло. Но он очень настойчиво меня агитировал, до родителей дошел, всех очаровал. Меня сообща все уговорили, и я начала заниматься.


Тренера звали Сергей Комаров­, сейчас он Заслуженный тренер Украины, Президент Федерации фехтования Днепропетровской области, старший тренер областной сборной, член Президиума Национальной федерации фехтования Украины. Надо ли уточнять, что та встреча в холле определила всю профессиональную судьбу нашей героини. Он не только приведет Ольгу в фехтование, но и направит на тренерский путь, а в дальнейшем не раз на эту стезю вернет. Более того — и сейчас Маркина работает в тандеме с Сергеем Николаевичем.

— По-хорошему, весь мой путь до сих пор — это много судьбоносных моментов. Я пыталась идти какой-то другой дорогой, но меня всегда возвращало на тренерскую деятельность.


Итак, Ольга пришла на фехтование. Этот вид спорта, хотя никогда не был массовым, в то время вызывал особый интерес — как раз прошумел фильм «Три мушкетера» с Михаилом Боярским. Но девочка-фехтовальщица — это было необычно.

— На фехтование в нашем городе девчонок приходило раз-два и обчелся — я была третьей. Только сейчас ситуация меняется, приходят одни девочки.

Поначалу девочки занимались только рапирой, других видов оружия у них не было. Серьезной спортсменкой стать не получилось, признается Ольга. Все-таки ее группа у тренера была первым детским набором, да и система соревнований была очень сложной, пробиться непросто. Самый высокий спортивный результат — чемпионат Москвы по юниорам, но это уже по шпаге и в студенческие годы.

Не было бы счастья…

В последних классах школы Оля выбирала между математикой и спортом — училась в одной из лучших школ города, ребята из параллели поступали в «Бауманку» и МФТИ. Девушка предпочла спорт, подала документы в Днепропетровский институт физкультуры и… не прошла, недобрав один балл.

— Это было страшной трагедией для меня, потому что я хорошо училась и мысль, что я могу не поступить, была для меня просто разрушительной.

Год Оля училась в профессиональном училище на секретаря-машинистку. Сделала всё, чтобы закончить с красным дипломом и сразу поступать в вуз без отработки по специальности. И — неожиданно для себя самой — поехала в ГЦОЛИФК.

— У меня даже мысли не было, что я могу поступить в московский вуз. Это была идея и напор моей мамы. В то время экзамены в столичных институтах были раньше, чем в местных, и я могла сделать не одну попытку. Мама волевым решением меня собрала и повезла в Москву. Поехала со мной вместе, чтобы я никуда по дороге не делась. Это, наверное, история из разряда «судьба».


Маркина поступала по аттестату и благодаря высокому баллу сдавала два экзамена вместо трех. Специализация — на «четверку», сочинение — на «отлично». Поступила.

— Была счастлива невероятно! Невероятная победа, такой успех! Нацелилась учиться, это мне действительно нравилось. Меня переполняли разные ожидания: новая жизнь отдельно от родителей, общежитие, большой чужой город, престижный вуз.

Спорт, правда, забросила еще на первых курсах: когда открыли женскую шпагу, позанималась полгода и всё. Да и тренером, как ни странно, себя после выпуска не видела. Наметила два варианта: аспирантура или… ЛФК.

— Неожиданно, да? Но мне очень нравилась лечебная физкультура, у нас ее преподавали очень серьезно. Проходили практику в больнице, всё серьезно, с больными проводили зарядку, реабилитацию. И я хотела быть инструктором ЛФК.


Позже, общаясь со своими знакомыми, которые окончили вузы в Днепропетровске и в Киеве, наша выпускница придёт к выводу, что уровень образования в ГЦОЛИФК несравненно выше.

­­­­— Это такой кладезь знаний! Педагоги были очень сильные. Приходишь на лекцию, а тебе её читает человек, который сам написал этот учебник, и по нему учатся студенты во всех спортивных вузах Советского Союза. Помню это ощущение, что я учусь у лучших. Было очень круто!

С особой благодарностью Ольга вспоминает преподавателей по специальности — заведующего кафедрой фехтования Давида Тышлера и куратора Петра Ренского.

— Они с нами были все эти четыре года, как своих детей тащили нас все это время.

На старых запасах

В 1991 году Ольга Маркина с красным дипломом окончила тренерский факультет ГЦОЛИФК по специальности «Физическая культура и спорт», квалификация «Преподаватель-тренер по фехтованию»).

С аспирантурой не срослось, Ольга поехала домой, и тут на горизонте возник ее бывший тренер и убедил перспективного инструктора по ЛФК продлить спортивную карьеру, а параллельно немножко поработать тренером. Но, как известно, все временное — самое долгое…

И вот в 1991 году, когда распался Советский Союз и многие специалисты были вынуждены уйти из профессии, чтобы просто зарабатывать на хлеб, вчерашняя студентка начала свою тренерскую карьеру.

— Первое время система еще катилась по инерции, как это было заведено в советские времена. Зарплату платили, мы тренировались, выезжали на соревнования, ещё какое-то время ездили в спортивные лагеря. Я дополнительно прозанималась дома где-то два года шпагой, ведь личный опыт у меня был рапирный, а в Днепре с самого начала подразумевалось, что я буду тренером по шпаге. По рапире я в итоге не работала ни дня.

Выручало и то, что Ольга вела занятия не одна. Сначала с подругой под руководством бывшего тренера Сергея Комарова, потом в паре с Алексеем Белокопытовым.

— Всегда была какая-то поддержка. Если бы я работала одна в зале и все было на мне, я бы, наверное, не выдержала. Я и сейчас работаю с Сергеем Николаевичем. И это облегчает задачу, потому что есть много вещей, с которыми не знаю как один человек справится. Скажем, тренер в отъезде — кто будет вести занятия?

Если с кадрами всё более-менее налаживалось, то по части инвентаря положение было аховое.

— Я помню времена, когда была одна шпага на двоих. Потом научились безопасно сваривать клинки и фехтовали сваренными. Я вообще сейчас не понимаю, как мы выжили. Выручали старые запасы. Много оставалось советского инвентаря — нагрудники, курточки, которые передавались по наследству из поколения в поколения. Еще лет пятнадцать назад у нас в зале использовали нагрудник, в котором я тренировалась — прямо динозавр! Были какие-то накопления, чуланчики, откуда это доставали и выживали.

Первый набор

Как начинающие тренеры Маркина с напарницей работали на наборе. Учеников искали по старинке — ходили по ближайшим школам, на примере «Трех мушкетеров» объясняли, что такое фехтование. Первый набор — ребята восьмидесятого год рождения, преимущественно мальчишки.

— Не знаю, может, мы как-то взрослее были или смелее, чем нынешнее поколение. Не боялись. Сейчас оглядываюсь, думаю — как мы так смогли?! Когда ученикам было по 13-14 лет, такой возраст у мальчишек непростой, мы с ними в лагеря ездили, еще умудрялись как-то дисциплину держать. Но, опять же, у меня всегда была поддержка.


В параллельном потоке у тренера Сергея Белокопытова тренировался мальчик Богдан Никишин. Маркина и Белокопытов работали в одном зале в одно и то же время, и Ольга видела первые шаги своего — в будущем — самого перспективного ученика, а Богдан с детства знал Ольгу Александровну как тренера.

— Когда Белокопытов в 2000 году эмигрировал за границу, он всех своих учеников оставил мне. Зная, что собирается уезжать, он стал расширять сферу моих полномочий и мягко подводить к тому, что я могу проводить тренировки у взрослой группы. И с 2000 года я начала работать с Никишиным как его личный тренер. Ему уже было двадцать, он был к тому моменту членом национальной сборной по юниорам и кандидатом в национальную сборную по взрослым, буквально через полгода вошел в неё. То есть уже перспективный спортсмен.


Иначе говоря, Маркина подхватила Никишина в крайне непростой для мужчин-шпажистов момент перехода из юниоров во взрослые.

— Мужская шпага — очень зрелый вид спорта, много ребят 30+ продолжают быть успешными спортсменами. Смена поколений медленная, плотность высокая, и юниоры часто, что называется, обламывают крылья.

Неизвестно, как бы все сложилось, если бы не Олимпиада 2000 года. Украинские фехтовальщики на нее не отобрались, многие возрастные спортсмены ушли из спорта. В сборной произошла смена поколений: в нее вошли Богдан и его молодые амбициозные товарищи по юниорской команде, став ядром, из которого старший тренер Владимир Станкевич формировал основной состав. И в 2004 году Никишин уже принял участие в Олимпийских играх.

— По-хорошему, личный результат у Богдана был не очень высокий, но у него было ощущение, что он в команде, в обойме. Плюс, несомненно, его личные качества характера: упорство, умение идти к поставленной цели.


По словам Ольги, тренировать взрослую группу ей было очень интересно, поскольку появилась возможность реализовать тот пласт вузовских знаний, который она не могла полностью применить, работая с детьми. Маркина рьяно взялась за дело и была настроена очень решительно.

— Там была группа ребят очень хорошего юниорского уровня на тот момент. Просто Богдан — единственный человек, который до сих пор продолжает тренироваться и выступать. Некоторых спортсменов мы как раз не смогли удержать на переходе. Они по юниорам фехтовали очень неплохо, а во взрослом год-два попытались и пошли каждый своим путем, строить свою жизнь вне спорта.

Профессиональная гордость

Ольга Маркина — Заслуженный работник физической культуры и спорта, Заслуженный тренер Украины, тренер высшей категории. Неоднократно ее признавали лучшим тренером года на региональном уровне и лучшим тренером-спортсменом месяца (номинация Национального Олимпийского комитета Украины), а по итогам прошлого сезона команда по шпаге, в которую входит ученик Маркиной, завоевала приз в номинации «Лучшая команда года в неигровых видах» — «Спортивный Оскар» от НОК.

— Мастеров спорта подготовила человек двенадцать точно, а чемпионов и призеров — не знаю, я почему-то никогда не интересовалась этой статистикой, правда. Не вижу смысла это подсчитывать.

Гордость тренера — это, конечно, один из самых опытных и титулованных фехтовальщиков в составе сборной Украины, участник Олимпийских игр 2004, 2008 и 2016 года, чемпион мира, многократный призер чемпионатов мира и Европы Богдан Никишин. Их тандему уже двадцать лет, и все свои «взрослых» побед он добыл под ее руководством. Успех ее воспитанника, по словам Ольги, складывается из таланта, терпения и стечения обстоятельств. Последние десять лет Маркина полностью сосредоточилась на работе с Никишиным — спортсмен такого уровня нуждается в постоянном участии в его подготовке, и на остальных на серьезного «ресурса» не хватает.

— В начале двухтысячных у меня была группа очень неплохих ребят, которые попадали на юниорские и детские чемпионаты мира и Европы, потом выросло еще одно поколение участников чемпионата мира. Но последние лет десять, получается, Богдан остался единственным спортсменом такого уровня у нас в Днепре, потому что люди до него просто не дорастают. Чтобы полноценно готовиться, он должен быть постоянно на сборах, и я с ним тоже. Получается, что я в зале, в котором работаю, бываю наскоками, для серьезной работы это не очень подходящий график. И остальные сейчас по остаточному принципу.

Впереди у Никишина четвертые Игры — в Токио. По словам Ольги, Богдан в хорошей форме и смотрит в будущее с оптимизмом. Правда, на Олимпиаду еще нужно попасть.

— В мужской шпаге лицензии до конца не разыграны. Этот карантин, к сожалению, не дал полноценно пройти отбор. У всех завис один турнир, который должен был состояться в конце марта, но его отменили и перенесли на 2021 год. Готовимся, но, по сути, лицензии у нас еще нет.

Превосходный результат

Ольга Маркина считает себя человеком терпеливым и упорным. На работе, по ее признанию, бывает требовательной, даже жесткой. Ее больше интересует результат, чем сам по себе процесс. Еще одно ее свойство, которым она обязана избранному виду спорта — умение мыслить стратегически.

— В бою, если ты умеешь предугадывать, что сейчас сделает твой соперник, ты действуешь на опережение. А раз ты на шаг впереди, значит, ты выиграл. Это с одной стороны. А с другой — фехтование учит мыслить не плоско, а объёмно, выстаивать идеи в несколько ходов. Мне кажется, у меня тоже есть такая профессиональная деформация. Хотя женскую эмоциональность никто не отменял.

Это умение Ольга использует в тренерской работе — общаясь с учеником, старается посмотреть на ситуацию его глазами.

— Становясь на позицию другого человека, ты видишь ситуацию не так однобоко. Это позволяет наладить контакт с учениками, потому что дети взрослеют, становятся подростками, начинаются, естественно, разные истории. Бывают и разочарования, и конфликты, и обиды.


Ресурс для тренера — это прежде всего отдача учеников и взаимообмен в работе.

— Ты не только пытаешься что-то дать, а получаешь что-то в ответ. Причем, знаете, это даже не от уровня зависит. Бывает, работаешь с человеком, для которого это просто хобби, но он так готов брать, что это поневоле заряжает. Богдан в этом смысле уникальный. Он с такой самоотдачей работает, что даже если я уставшая, не в настроении, его отдача меня «включает». Вот это ресурс. А если не из спорта — что наполняет меня, то и является ресурсом для работы.

Успех в понимании нашей героини — сделать больше, чем ты ожидал.

— Это не выигрыш в лотерею, не случайный подарок судьбы. Ты вкладывался в какое-то дело, шел к какому-то успеху, и он превзошел твои ожидания.

Отдел информации и связей с общественностью РГУФКСМИТ