3|100
СЕРГЕЙ БИДА: «На мой взгляд, на самом верху всю жизнь не простоишь»
Российский шпажист, серебряный и бронзовый призер чемпионатов мира, трехкратный чемпион Европы в командных соревнованиях рассказал о том, как попал в фехтование, о работе в команде, проведенном времени на карантине и о своей жене.
В фехтование ты пришел достаточно поздно – в 13 лет, но это не помешало тебе в 2010 году попасть и в кадетскую, и в юниорскую сборную. Расскажи, как пришел в этот вид спорта, и за счет чего получилось так быстро набрать форму?
В детстве я много чем занимался: с 6 до 10 лет ходил на теннис. Закончил, потому что нужно было вкладывать много денег. На тот момент ни времени, ни финансовых возможностей у родителей не было. К тому же мне гораздо больше нравились командные виды спорта. Я всегда хотел ощущать за своей спиной какую-то поддержку. Затем по стопам деда я пришел в водное поло. Пару лет поиграл, начался хронический гайморит, из-за которого приходилось неделями сидеть дома. Так, мне исполнилось 13 лет и появился вопрос: а чем мне заниматься? Я не был послушным ребенком, и мама переживала, что если никуда меня не отдаст, то я закончу где-нибудь на «улице» (смеется). Мне нужно было куда-то девать свою энергию.
Потом я пришел в фехтование, но без особого энтузиазма – просто попробовать. Сначала мне не понравилось: из-за стойки сразу начали болеть колени. Я даже попробовал пойти в футбол, но там мне все мягко намекали, что в таком возрасте мне уже ничего не светит. Пришлось вернуться в фехтование. Бабушка иногда приходила на тренировки и помогала мне. А своим первым тренером я считаю Юрия Ивановича Мерзликина – именно с ним я начал заниматься серьезно. Он очень хороший мотиватор, особенно для детского возраста. Мы слушали истории про Колобкова, Бекетова и от этого начинали тренироваться еще усерднее. Вот так и получилось быстро набрать форму.
По 92 кадетскому году мне не хватило совсем немного, чтобы попасть в сборную. Я так сильно расстроился, что сказал себе, что если не попаду в следующем году, то закончу со спортом. Но получилось попасть сразу в 2 команды: и кадетскую, и юниорскую.
Твоя бабушка – олимпийская чемпионка по фехтованию на рапире Валентина Растворова. Дедушка – серебряный и бронзовый призер Олимпийских игр по водному поло Борис Гришин, а мама – бывшая рапиристка, мастер спорта международного класса Елена Гришина. Имея такую спортивную семью, ты никогда не чувствовал какую-то особую ответственность или даже давления?
Ничего подобного не чувствовал, потому что я жил в такой среде всю жизнь и не знал, как может быть иначе. Детям из обычных семей часто бывает сложно от такого давления, но на меня это никак не влияло. Даже никогда не задумывался об этом.
Если говорить уже о взрослом фехтовании, как ты оценивал свои шансы попадания в Рио в 2016 году?
Если говорить в процентном соотношении, то оценивал 60 на 40 в свою пользу. Я очень хотел туда попасть и у меня практически получилось, хотя потом я осознал, что толку на той Олимпиаде от меня было бы мало. Тогда мое «взрослое» фехтование только формировалось. Пытался попасть за счет своих амбиций, но сделать это не получилось. Начал что-то показывать только ближе к концу того сезона, однако этого было недостаточно.
На протяжении трех лет перед олимпийским сезоном-2020 команда по мужской шпаге показывала хорошие результаты и даже возглавляла мировой рейтинг. Однако последний сезон оказался менее удачным, из-за чего вы оказались в затруднительном положении перед Олимпийскими играми. По твоему мнению, почему так сложилось?
На мой взгляд, на самом верху всю жизнь не простоишь. Мы уже «наелись» -- очень устали морально. Я смотрел в глаза ребятам и понимал, что они уже не так горят, как раньше. Это было видно и по фехтованию, и удача стала от нас отворачиваться. Вспоминал, как было до этого: в личных мы обычно все выступали не очень удачно, а на командные были сильно заряжены. Было такое ощущение, что в личных и командных соревнованиях фехтовали разные люди. Мы прекрасно друг друга чувствовали и понимали. До этого нечто подобное было только по юниорам по 92 году, когда мы выиграли все турниры – мы точно так же чувствовали друг друга.
Сейчас наступила психологическая усталость. Если раньше мы даже особо не думали – просто выходили и делали свое дело, то сейчас каждый укол давался тяжело. Но после пандемии мы перезагрузились. Чуть позже можно будет сказать, пошла ли эта пауза на пользу, но, как минимум, начали появляться улыбки на лицах.
Ты сказал, что тебе всегда больше нравились командные виды спорта. Не поменял свое мнение, учитывая, что в последнее время ты показываешь себя лучше в личных соревнованиях?
Нет, абсолютно не поменял. Я обожаю командные виды спорта в любом своем проявлении. Мне нравится эта командная «химия», когда вы становитесь одним целом.
Как ты думаешь, в чем причина нестабильности в фехтовании на шпаге? Ведь именно ваш вид преподносит больше всего «сюрпризов» и неожиданных результатов?
У нас самый массовый вид оружия. И сильные фехтовальщики далеко не ограничиваются первыми 16 номерами мирового рейтинга. Многие сильные спортсмены фехтуют в «группах» и не всегда удачно, если день с утра не задался (смеется). Я, конечно, не вел статистику, но, мне кажется, что те, кто находятся высоко в рейтинге, проигрывали первые бои чаще, чем выигрывали. Обычно бои за вход в 16 проходят даже легче, чем за вход в 32.
Ты сейчас возглавляешь мировой рейтинг среди шпажистов. Часто бывает такое, что люди, начинающие показывать высокий результат, в каком-то плане меняются. Что изменилось именно в тебе?
Я надеюсь, что ничего. Считаю так: если ты ведешь себя определенным образом и благодаря этому поведению чего-то достиг, зачем тебе меняться? Иначе ты наденешь корону на голову и, скорее всего, «улетишь» сразу назад. Я стараюсь вести себя так же, как и всегда. А вот в фехтовальном плане появилось больше уверенности. На дорожке я стал позволять себе больше авантюр и риска, но продуманного.
Ты сказал, что пандемия пошла многим из вас на пользу. Чем занимался во время карантина?
Я изначально построил себе план, потому что если бы ничего не делал, то сразу бы набрал вес. Обычно, когда я после отдыха приезжаю на сбор килограмм на 10 больше, это выглядит очень эпично (смеется). Когда нас еще закрыли не окончательно, я нашел ребят и играл с ними в футбол. Потом массовые мероприятия запретили, но еще можно было передвигаться по улице. Я начал бегать. Только я к этому привык, как в итоге запретили и это (смеется). Я уже начал ходить по ступенькам, купил велотренажер. А потом уже начались сборы.
В основном, мне изоляция понравилась. Я отдохнул от людей, у меня было время «покопаться» в себе. Раньше такой возможности не было: на сборах ты все время находишься не один. Ты не можешь сесть и поразмыслить о чем-то своем. Поэтому я полностью перезагрузился. Также провел много времени с семьей.
Ты уже 4 года женат, а 3 года назад у тебя родилась дочь. Расскажи, как познакомился со своей будущей женой?
Раньше она фехтовала на рапире в МГФСО, но закончила в 14 лет, тогда как я начал фехтовать только в 13. В то время мы никак не пересекались, познакомились уже позже через общих знакомых. До беременности она работала режиссером на НТВ. Занималась монтированием видео, поэтому для нее эта была обычная рутинная работа. После рождения дочки она уже не хочет возвращаться на телевидение. Находится до сих пор в поиске себя. Закончила многие курсы -- у нас лежит целая стопка ее дипломов на полке (смеется). Интересовалась и психологией, и флористикой, и организацией мероприятий. Сейчас занимается дизайном интерьера. Когда я намекаю на второго ребенка, она говорит: «Мне что, еще 3 года дома сидеть?» (смеется) Хочет сначала устроиться на работу.
Как наступил тот момент, когда ты понял, что уже готов завести семью?
Хороший вопрос. Наверное, я просто понял, что нашел своего человека. Мы по всем параметрам подходили друг к другу. Я никогда от нее не уставал. И изоляция была проверкой наших отношений. Сейчас поэтому и начались массовые разводы, потому что многие поняли, что, оказывается, далеко не все так гладко. А у нас наоборот все было гармонично, стало даже меньше конфликтов. Поэтому я просто понял, что это «мое». И не ошибся.
А чем бы ты хотел заняться, когда закончишь с фехтованием?
Мне очень сильно импонирует хоккей, поэтому в будущем хотел бы нанять себе тренера: научиться нормально кататься и играть. Попробовать себя в какой-нибудь команде, например, в Ночной лиге. Сейчас из-за фехтования нет времени этим заниматься. Это что касается хобби, а насчет работы – пока еще не знаю, немного бросает из стороны в сторону.
Блиц-опрос:
В какие страны готов возвращаться снова и снова?
Канада, мне там нравится абсолютно все. Катар – страна, непохожая на другие. Франция – нравится своим антуражем и архитектурой.
Какую музыку слушаешь чаще всего?
Тяжелый рок.
Как тебя называют друзья и близкие?
Бидон.
На что готов потратить последние деньги?
На семью.
Любимая книга?
«1408» и «Зеленая миля» Стивена Кинга. И «Бойцовский клуб» Чака Паланика.
Три своих положительных и три отрицательных качества?
Положительных нет (смеется). Мне сложно себя оценивать. Пусть будет целеустремленность, позитивность и готовность всегда прийти на помощь. Из отрицательных: бываю ленивым, ветреным и чрезмерно импульсивным.
Твои вредные привычки?
Я сладкоежка.
Любимая историческая личность?
Сложно ответить, потому что практически все противоречивые. Пусть будет Леонардо да Винчи.
Три желания, которые бы ты загадал?
Построить дом, посадить дерево и родить сына (смеется).
Взгляд со стороны: Олег Бида (отец Сергея)
Я думаю, что мой сын – счастливый человек. Потому что сейчас в жизни ему все интересно: заниматься спортом, возиться с дочкой, приезжая со сборов и соревнований домой. Несколько лет назад мы вместе с ним приехали на концерт группы «АС/DC». И я поймал себя на мысли, что эти семидесятилетние мужчины, которые прыгают по сцене и заводят публику – счастливые люди. Они занимаются своим любимым делом. Вот и мой сын, я надеюсь, счастливый человек, который получает удовольствие от того, чем занимается. И ему еще за это платят, что немаловажно (смеется). Наверное, его задача – чтобы это счастье продлилось, как можно дольше.
Если посмотреть, как он попал в спорт, то он с детства был одарен в этом плане. Всегда был очень координированным. Ему бросишь мяч – он играет в футбол или бросает в кольцо. Кидаешь его в бассейн – он плывет и не тонет, зараза (смеется). Он успел позаниматься многими видами спорта, просто немного не повезло. А в фехтование пришел достаточно поздно – 13 лет, возраст пограничный. Но, как оказалось, совсем даже не поздно.