АНАСТАСИЯ РУСТАМОВА: «Фехтуешь не с фамилией, а с человеком!»
14-летняя московская шпажистка Анастасия Рустамова до первенства страны занимала в российском рейтинге шестое место, почти в три раза уступая по очкам лидеру. В четверку лучших, которая будет представлять Россию на первенстве Европа, она могла бы войти только в случае победы на турнире в Сочи. Стоя в конце дня на верхней ступени пьедестала почета, Настя едва сдерживала слезы. И это были счастливые слезы! Однако их главная причина заключалась вовсе не в том, что она попала в сборную.
− Настя, одно удовольствие брать интервью у человека, которому для попадания в сборную нужна была только победа и он победил…
− Вообще-то я совсем забыла об очках. Да, все соревнования только и думала о том, что мне нужно только первое место и никакое другое. Но не из-за того, что успешно прошла отбор. Просто брат (Ростислав Рустамов. − Ред.) вчера стал вторым, проиграв в финале одним уколом. И я хотела только ради него выиграть. И, если можно так выразиться, утереть всем нос и понять для себя самой, что я могу. Поставить свою фамилию на высшую ступень пьедестала.
− Наверное, в связи с тем, что тебе нужна была только победа, у тебя не было проходных боев. Каждый ты должна была закончить в свою пользу.
− Да, все бои были сложные, каждый по-своему. Нельзя выделить какой-то один. И сложные они были больше не морально, а физически. Мне было именно физически тяжело.
− В четвертьфинале ты встречалась с лидером российского рейтинга Яной Бекмурзовой. Наверное, к этому бою особенно готовилась, серьезно настраивалась…
− В том-то и дело, что нет. Удивительно! Я сама в шоке. Я не готовилась, а как будто заранее знала, что лучше сделать во время этого боя. Вдобавок мне брат помогал. Я не считаю, что именно этот бой был самый сложным (Настя его выиграла с преимуществом в два укола – 15:13 – с самым маленьким за весь турнир. – Ред.). Я выходила на него, держа в голове фразу: «Ты фехтуешь не с фамилией, а с человеком». И если ты выходишь и понимаешь, что тебе тяжело фехтовать из-за фамилии соперника, то все, ты проиграл. А нельзя никогда проигрывать бой заранее. Нужно выходить на бой настроенным, на то, чтобы фехтовать, кто бы ни был твой соперник.
− Сегодня тебе целый день секундировал брат. Тебя это поддерживало? Ты ему сильно доверяешь?
− Да! Максимально доверяю. Раньше я его просила, чтобы он ко мне не подходил, злилась на него. А теперь понимаю, что он сильный, он лучше меня знает и лучше видит со стороны. Бабушка… (Смеется.) Ну то есть мой тренер, Ольга Николаевна Матлина (Ольга Николаевна действительно Настина бабушка. – Ред.), совсем не подходила ко мне сегодня, она полностью доверила меня моему брату, и я тоже просила, чтобы она смотрела со стороны. Мне так было гораздо спокойнее.
− А что он давал тебе понюхать перед боями?
− Нашатырь.
− Чтобы привести в чувство? Думал, что ты нервничаешь?
− Не знаю. Просто давал – и все. Говорил: на!
− А ты нервничала перед боями?
− Волнение маленькое было, но я старалась его максимально убрать. Резкими выдохами и думая, что только первое место – и никакое другое.
− Как бы ты охарактеризовала свою манеру фехтования, ведения боя?
− Я сама никак не могу охарактеризовать, но мне говорят, что у меня фехтование дерзкое, напористое.
− Атакующее?
− Нет, не всегда. Как раз сегодня я фехтовала в манере брата. Вчера он больше сидел в защите. И я в финальном бою больше была в защите. Брат говорил: «Нанеси и уйди».
− Да. Но нельзя не отметить твои замечательные флеши. Ты делаешь их успешно, со снайперской точностью. Просчитываешь или чувствуешь, как и в какой момент их делать?
− Само как-то происходит. Иногда, очень редко, бывает такое, что это делает мозг, сознательно. Ну, то есть за мгновение я как бы говорю: «Вот сейчас». Но это бывает один раз из тысячи. То есть мы с тренером на тренировках отточили флеши до того, что все происходит на автомате.
− Катя Колбенева, с которой ты встречалась в финале, сложная соперница?
− Да, очень. Вот как раз с ней был один из самых трудных боев.
− Именно с ней ты стала фехтовать от обороны…
− Да. И, если вспомнить, на детском первенстве 2018 года мы с ней тоже фехтовали в финале, и я ее тоже выбила.
− В фехтование ты пришла вслед за братом?
− Да, так вышло. Он занимался параллельно футболом и фехтованием. А меня не спрашивали. Привели – и все. Я там бегала, прыгала, шпагу брала побаловаться. А потом, в пятом-шестом классе, учеба пошла под откос. Я тогда училась в обычной школе. У меня было пять троек в году, потом шесть. Ну, я и подумала, что если не учеба, то спорт – это мое будущее.
− Сейчас как с учебой?
− Лучше. Я перешла в другую школу. Кстати, хочу сказать этой школе, и не только школе, а всей нашей спортивной организации и Карине Борисовне Азнавурян спасибо за то, что нас так серьезно тренируют, делают все, чтобы у нас все так хорошо получалось.
− Кому еще ты хочешь сказать спасибо за победу?
− Самое огромное спасибо – брату. Еще хочу поблагодарить тренера и маму. Они за меня искренне переживали.
Мы закончили интервью, и Настя направилась к выходу, сетуя в разговоре с подружкой, что кое о чем она забыла упомянуть. Пришлось снова включить диктофон.
− Если осталось что-то недоговоренное, рассказывай.
− Когда год назад я выиграла пять турниров подряд, меня снимали в новостном сюжете. И ведущая ошиблась, сказала про меня: «Действующая чемпионка России среди кадетов». Вот эта малость тоже сыграла свою роль. Это сидело у меня в голове. Раз так сказали, то надо подтверждать. То есть ведущая не ошиблась, а просто сказала наперед.