10|105
«Фехтование – это на всю жизнь»: чемпионка Олимпиады в Токио Ольга Никитина об эмоциональных качелях и музыке, которая помогает побеждать
«Неизвестность напрягала»
Не скажу, что дополнительный год сыграл большую роль, тяжелее всего было из-за неопределенности. Сначала мы ждали, перенесут Олимпиаду или нет, потом ждали информацию о тренировках, соревнованиях, самих Играх. Неизвестность напрягала.
Уже после выступления я поняла, насколько Олимпиада давит психологически. Все предыдущие соревнования (даже чемпионат мира) по сравнению с ней не настолько ответственные. Это невероятные эмоции, страх до оцепенения (на первом старте у меня, кажется, не шевелилась рука), которые вряд ли когда-либо повторятся в жизни.
Первые бои были очень тяжелыми, меня успокаивал тренер, музыка, попытки расслабиться. Только если обычно на соревнованиях я слушаю что-то мотивирующее, то на этот раз включала треки, помогающие максимально отвлечься. Ходила, пританцовывала. Люди удивляются, насколько разную музыку я слушаю: рок, рэп, попса, российские исполнители, даже тиктокеры. По настроению, состоянию.
Пока идешь до дорожки, вспоминается сразу все: тренировки, приемы, ошибки, победы. В этот момент ты как будто отделяешься от всего мира, и это похоже на то, что показывают в фильмах, да: есть только ты, дорожка, твой тренер, соперник и вакуум вокруг вас.
На протяжении всех соревнований мы понимали, что представляем Россию, что мы – одна команда, единое целое, за нами болельщики и вся страна. Было непривычно не слышать свой гимн на пьедестале, но мы с девочками под масками все-таки его спели.
«Я ничего не потеряла, только приобрела»
У меня было детство. И родители, и тренер отпускали на прогулки, у меня были друзья, молодой человек, школа и уроки (я любила учиться) – все, что необходимо нормальному подростку. Меня почти ни в чем не ограничивали, и я как-то умела распределять время, чтобы его на все хватало. У меня не было чувства потерянности, наоборот, я многое приобрела.
Еще до фехтования я с раннего возраста занималась фигурным катанием, а там тренировки были с утра и до вечера. Если в фехтовании нагрузка распределяется соразмерно возрасту (чем ты младше, тем меньше тренировок), то в катании дают сразу все.
Я ушла из катания, когда мне было шесть или семь лет, в первом классе, потому что занятия стоили очень дорого и у нас просто не было возможности оплачивать такой дорогой вид спорта. Потом год занималась танцами, обычной физической нагрузкой, а после были наборы в фехтование, легкую атлетику и плавание – я выбрала первое просто как ребенок, которому интересны сабли, шпаги, бои. Судьба так распорядилась, что я попала к Анзору Исаковичу – к нему многие идут, но не все попадают, а я даже не знала и пришла. И он меня взял.
«Я проигрываю не из-за слабости»
Моменты, когда хочется все бросить, случаются периодически: как правило, после проигрыша на больших турнирах. Со временем понимаешь, что это лишь первые спонтанные мысли от расстройства, нужно дать себе время и переждать. Здесь не помогут слова, поддержка, только время. Я понимаю, что все равно не уйду из спорта, потому что люблю фехтование, и знаю, что проигрываю не из-за слабости, а из-за недостаточной психологической работы.
Мои сильные качества – упорство, целеустремленность, хорошо работающая голова (так другие говорят). А слабость в том, что не умею контролировать эмоции. Я очень эмоциональная, вспыльчивая, многое принимаю близко к сердцу, в этом мой минус.
Я упертая. Были моменты, когда я спорила с тренером, настаивала на своем, а в итоге оказывалось, что лучше бы послушала. Но, как говорится, на ошибках учатся.
Факт, которого нет в Интернете
Люди все время говорят, что, выходя на дорожку, я никогда не улыбаюсь. А когда я училась в начальных классах, то, наоборот, была хохотушкой и постоянно смеялась. У меня даже футболка из детского лагеря сохранилась, на которой написано: «Улыбака». Вот так вот спорт делает тебя серьезной, сконцентрированной и закаляет характер.
«Хотелось бы вести соцсети»
Помню, год назад было приложение, в котором можно было анонимно задавать вопросы. Я зарегистрировалась, выставила в свой Instagram, пока болела, чтобы отвлечься, и неожиданно получила много реально интересных вопросов про фехтование. Было классно отвечать, получать реакцию подписчиков, и я хотела бы вести соцсети, рассказывать о своем виде спорта, общаться с людьми, но постоянно чего-то не хватает: то времени, то сил.
«В школе я любила физику и математику»
После завершения спортивной карьеры я предпочла бы совсем другую профессию, не хотела бы стать тренером. Я не смогла бы прощаться с учениками, которые уходят, а ведь ты вкладывал в них душу, силы. Я привязываюсь к людям, и каждый уход был бы для меня ударом.
Я хотела бы получить второе высшее образование (первое у меня по психологии), но пока размышляю над этим. В школе, например, любила физику, математику, хотела пойти в то направление, но совмещать со спортом точные науки, требующие максимальной концентрации, было бы сложно. А еще я люблю языки. Хочется продолжать фехтовать, пойти учиться и попытаться найти баланс между всеми этими занятиями.
Свободное время я провожу всегда по настроению, но это точно должно быть что-то активное, потому что долго сидеть на одном месте я не могу. А еще рядом обязательно должны быть родители и друзья – одной мне не отдыхается.
«Семья меня почти не видит»
Хорошо, что сейчас такое время, когда есть Интернет и видеозвонки, – они спасают, да и я стараюсь приезжать и проводить как можно больше времени с близкими и родными, но его всегда недостаточно. Приходится держаться, терпеть ради мечты.
Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что фехтование – это на всю жизнь. Мои цели исполняются только благодаря спорту. У меня даже страница во «ВКонтакте» называется Fencing for Life («Фехтование на всю жизнь»).
Анастасия Павлова
PEOPLETALK